С тех пор, как "Ювентус" после Рождества объявил о подписании 248-миллионной сделки на эксклюзивную трансляцию своих домашних матчей с сетью Mediaset, контрольный пакет акций которой принадлежит семье премьер-министра страны Сильвио Берлускони, в Италии не утихают дебаты о необходимости изменения законодательства о распределении прав на телетрансляции.
Угроза бойкота
Опасения по поводу того, что разница между скромными и ведущими клубами серии А станет еще значительнее, порой даже заставляют забыть о делах сугубо футбольных. Небольшие клубы грозятся бойкотировать нынешний сезон, причем их взгляды находят отклик среди политиков и футбольных чиновников. В начале этой недели министр связи Италии Марио Ландольфи встретился с заместителем министра спорта Марио Песканте, президентом Футбольной федерации Италии Франко Карраро и представителями различных телеканалов. Целью встречи был поиск компромиссного решения, которое устроило бы все стороны.
Плата за просмотр
Практика подписания контрактов клубов с телекомпаниями на индивидуальной основе используется в Италии с 1999 года. Около года назад Mediaset запустила в эксплуатацию новый механизм оплаты своих услуг, базирующийся на количестве просмотров. На рынок Mediaset вышла вместе с платным спутниковым телеканалом Sky Italia, который принадлежит небезызвестному Руперту Мердоку, сразу же начав переговоры с крупнейшими клубами о трансляции их матчей по цифровому телевидению. В Sky, тем временем, обещали позаботиться об эксклюзивном вещании в спутниковом режиме. Однако пример "Ювентуса", который помимо соглашения с Mediaset заключил контракт и со спутниковым телевидением, может вынудить итальянкие власти изменить законодательство о распределении прав на телетрансляции.
Берлускони против
Forza Italia, партия Берлускони, проголосовала против предложения своих оппонентов, заблокировав таким образом инициативу об изменении законодательства. Между тем, Mediaset права на спутниковые трансляции за 157,3 млн. евро продала Sky Italia, оставив себе кабельное цифровое телевидение, трансляции через интернет, мобильные системы и зарубежный рынок.
Интересная модель
Директор подразделения УЕФА по профессиональному футболу Джорджио Маркетти, всего два года назад занимавший должность генерального секретаря в итальянской футбольной лиге, согласен с тем, что нынешняя система нуждается в доработке. "Это только проблема Италии, но она может служить интересной моделью для стран, где обсуждают существующие системы централизованного маркетинга", – отметил Маркетти в интервью uefa.com.
Отсутствие баланса
"Полагаю, что высший дивизион чемпионата Италии является едва ли не самым разношерстным в Европе. Его сбалансированность определенно нельзя сравнивать с теми же Англией, Германией или Францией, где правами на трансляции и распределением средств занимаются лиги. Английская премьер-лига – отличный пример сохранения баланса между продажей прав на трансляции и честным распределением средств, чрезвычайно успешный с коммерческой точки зрения", – продолжил Маркетти.
"Виртуальный стадион"
По словам Маркетти, в течение нескольких последних лет ситуация в данном секторе серьезно изменилась. "Права на трансляции были важным источником доходов, однако из-за развития технологий и изменений на рынке СМИ за последний десяток лет значение этого аспекта футбола стало еще более серьезным, – пояснил Маркетти. – Это словно расширение реального стадиона до размеров виртуального".
Миллионные аудитории
"Мы не можем говорить, что в футболе была некая золотая эра, когда все клубы имели равные шансы на победу. Однако в прошлом конкуренция была более острой. В Италии ведущие команды собирают на свои матчи по 70 тысяч зрителей, тогда как более скромные клубы вынуждены довольствоваться 20-тысячными аудиториями. Виртуальный же мир позволяет крупнейшим клубам собирать миллионные аудитории, или даже миллиардные, а небольшие команды даже при помощи телевидения могут рассчитывать на те же тысячи".
Сохранение баланса
Сохранение турнирного баланса остается ключевой задачей, по мнению Маркетти. "Возможности, которые новые технологии представляют ведущим и более скромным клубам, несравнимы, – рассуждает он. – "Ювентус" за каждый год двухлетнего соглашения получит по 120 миллионов евро, а это больше четверти суммы телевизионного контракта всей немецкой бундеслиги. Важно принять во внимание как силу ведущих клубов, так и необходимость сохранения турнирного баланса. Полагаю, лучшим вариантом в данном вопросе остается система централизованного маркетинга".
Спортивные интересы
Однако футбол – далеко не только экономика, и Маркетти не намерен предавать спортивные интересы игры. "Футболные клубы являются обществами с ограниченной ответственностью, иногда открытыми обществами, что диктует им необходимость работать в направлении максимизации доходов держателей акций. Однако эта деятельность должна соответствовать нуждам и логике футбола – мы не можем ставить экономическое развитие выше спортивных интересов", – подвел итог Маркетти.
serie-a.ru