АНАЛИТИКА: Как Аллегри обыграл Почеттино за 4 минуты
Прислано Ruslan Makhmudov на 11/03/2018 13:21:24
… потребовалось время на разогрев, с интересными взаимодействиями в разных фазах.

Фаза №1: Преимущество Почеттино

Обе команды начали матч в естественных для себя манерах игры. Хозяева матча выстроились в традиционные для себя 4-2-3-1. Уго Льорис занял место в воротах, перед ним расположились Триппьер, Санчез, Вертонген и Дэвис. Дайер и Дембеле расположились чуть выше, под атакующим трио: Эрикссен, Алли и Сон, который расположился чуть левее из-за того, что датчанин расположился на привычной для себя центральной позиции, ровно как и в предыдущих матчах. Компенсировать такое расположение игроков позволяло уклончивое движение по полю в исполнении звёздного нападающего команды Хари Кейна.


Расширенные новости
… потребовалось время на разогрев, с интересными взаимодействиями в разных фазах.

Фаза №1: Преимущество Почеттино

Обе команды начали матч в естественных для себя манерах игры. Хозяева матча выстроились в традиционные для себя 4-2-3-1. Уго Льорис занял место в воротах, перед ним расположились Триппьер, Санчез, Вертонген и Дэвис. Дайер и Дембеле расположились чуть выше, под атакующим трио: Эриксен, Алли и Сон, который расположился чуть левее из-за того, что датчанин расположился на привычной для себя центральной позиции, ровно как и в предыдущих матчах. Компенсировать такое расположение игроков позволяло уклончивое движение по полю в исполнении звёздного нападающего команды Хари Кейна.

"Ювентус" же в противовес расставил трёх игроков позади, к которым периодически добавлялся дополнительный игрок. Андреа Барцальи приходилось играть на две позиции: в центре и на фланге защиты. Рядом с ним расположились Бенатия и Кьеллини. У Алекса Сандро была иная роль: он играл одновременно и защитника и атакующего вингера. С противоположной стороны, Дуглас Коста расположился несколько выше, чем это обычно бывает. В полузащите, Пьянич играл достаточно глубоко. Бокс-ту-бокс Хедира и Матюиди расположились чуть выше Пьянича. В атаке вышли Дибала и Игуаин, который исполнял роль единственного, полноценного нападающего.

Обе команды начали играть достаточно высоко, что привело к тому, что, в основном, команды играли длинными передачами. В этом заключается особенность "Тоттенхэма": начинать игры, используя такой подход, который позволит быстро открыть счёт в игре (так было и в матче против "Манчестер Юнайтед" в Премьер-лиге), и всё это благодаря игре команды в атаке, либо, команда начинает сбивать интенсивность игры соперника благодаря впечатляющей комбинационной игре команды Почеттино. В любом случае, задача стоит одна - давить на оборону соперника на их же половине поля.

"Ювентус", между тем, пытался нарушить планы соперника. В этом плане, команда действовала достаточно предсказуемо. Дибала и Игуаин пытались прессинговать двух центральных защитников английской команды, даже несмотря на то, что первые передачи проходили достаточно регулярно. Дуглас Коста накрывал Дэвиса и двигался ближе к центру или назад в те моменты, когда находился далеко от мяча. Хедира опекал Дембеле, в то время как Матюиди занимался опекой Дайера – даже в те моменты, когда оба игрока отходили назад. Бенатия и Кьеллини через численное преимущество пытались выключить из игры Кейна.

Такой план на игру отправил Барцальи на рандеву с Соном, который продолжал располагаться достаточно широко в атакующих построениях. Здесь Барцальи существенно уступает сопернику в скорости, из-за чего у ворот "Ювентуса" возникает целый ряд опасных моментов. Дуглас Коста в такие моменты мог помочь обороне лишь в ситуациях с глубоким прессингом. В остальных случаях, он находился достаточно далеко от 36-летнего ветерана, что подразумевалось игровыми обязанностями бразильца.

К тому же, Хедира оставлял сопернику достаточно много свободного пространства, благодаря чему, "Тоттенхэм" создавал моменты для Кейна. Пьянич, по-началу, опекал Алли, но, в дальнейшем, оставлял свою позицию и лишь наблюдал за соперником. Чем на поле занимался Эриксен осталось не совсем понятно. Кьеллини каждый раз выдвигался на него, после чего Эриксен оказывался неспособен довести мяч до Кейна, которого нужно было опекать Бенатия. В какие-то моменты, Кейну приходилось смещаться на правый фланг, в зону Алекса Сандро. В таких случаях, опека за игроком полностью переходила на Кьеллини.

У Алекса Сандро не было возможности полноценно сконцентрироваться на опеке Эриксена, потому что Триппьер в матче либо натыкался свободное пространство и наблюдал бразильца в глубине, либо Матюиди начинал прессинговать его. Здесь всё зависело от ситуации. Экс-игрок "ПСЖ" оказался неспособен помочь Хедире закрывать пространство в центре поля.



Идея оставить Триппьера открытым выглядит не случайной. Отдать передачу на игрока можно было только длинным пасом, благодаря чему, мяч задерживался в воздухе, что позволяло опекающему его игрока быстро перестроиться и оказать давление, лишив его дальнейших вариантов развития событий. Кроме того, у чемпионов Италии появлялась возможность выигрывать мячи в более перспективных ситуациях.

Отход Эриксена назад стал критическим моментом в игре. Смена позиции датчанина вызвала цепную реакцию: Матюиди отодвинул глубже Триппьера, а Пьяничу пришлось опекать Эриксена. Дайер в такие моменты оказывался под прессингом чуть выше. Хедира оставался ограничен из-за предыдущих действий Дембеле, его ход действий сменился достаточно поздно.

У Санчеза появилась возможность отдавать передачи между линиями. Несмотря на смещение игры в сторону мяча, "Тоттенхэм", за счёт своей активности, всё же продолжал находить свободное пространство на поле. Эриксен незамедлительно выходит вперёд, его находит Кейн в полу-позиции. В то же время, Триппьер поднимается выше по флангу и получает мяч, после неудачной попытки Алли.

Проход флангового защитника позволяет ему найти передачей на дальней штанге южно-корейца. В этот момент Барцальи находится в центре штрафной. Своими нестандартными действиями, Сон выводит команду вперёд. Хозяева в этот момент продолжают впечатлять своей способностью быстро занять пространство в штрафной соперника, в то время как подборы на выносах мяча используются для дальних ударов - Эриксен, к слову, в этом специалист.



"Тоттенхэм" тоже использует опеку по игрокам соперника в своём высоком прессинге. В системе Почеттино, игроки не пытаются прервать каждую передачу. Игроки, напротив, пытаются прессинговать соперника в момент первого касания. В такие моменты вся команда выходит вперёд и сужает пространство, а не продолжает опекать соперника по игрокам.

В моменты, когда "Ювентус" играет в три защитника, Сон незамедлительно прессингует Барцальи, а Кейн накрывает любые передачи с другой половины поля. В итоге, "Ювентус" перестраивается на схему 4-"бриллиант"-2. При такой схеме Сон продолжает давить на Барцальи в каждом моменте, когда тот выходит чуть выше от своих ворот или получает мяч от товарищей по команде. Примерно, схема в такой момент выглядит как 4-2-3-1.

Ситуация начинает развиваться в те моменты, когда Барцальи начинает играть на Дугласа Косту в более глубоких позициях. Дистанция при таких передачах достаточно большая, поэтому Дэвис и его товарищи по команде успевают перестроиться. Несмотря на известные способности бразильца в дриблинге, результата какие ходы не дают, так как он уступает соперникам численно. В противном случае, "Ювентусу" приходится играть достаточно высоко, что не приносит большой эффективности.



Фаза №2: Переход н2а 4-2-3-1 как путь к победе

Постепенно, принцип прессинга гостей становится очевидным: нужно набегать на соответствующего соперника, достаточно быстро, иначе у него появляется время на принятие решения. Тяжело сохранять такой подход на протяжении всех 90 минут. "Тоттенхэм" отходит назад и, в последующем, становится более пассивным в попытках найти свободное пространство.

Такое развитие событий становится еще более уязвимым, как только "Ювентус" находит пару моментов, даже в те моменты, когда "Тоттенхэм" продолжает доминировать, которые возникают благодаря небольшим тактическим изменениям. Во-первых, необходимо упомянуть о перегруженности правого фланга. И Хедира, и Дибала сдвигаются в сторону боковой линии, в то время как Дуглас Коста начинает перемещаться по-диагонали. Дэвису либо приходится двигаться за ним, либо оставаться на позиции, чтобы закрыть свою позицию. Как следствие, у "Ювентуса" появляются свободные, не прикрытые игроки. "Тоттенхэм" оказывается не готов прессинговать и сдерживать соперника с прежней интенсивностью.

В то же время, Алекс Сандро и Матюиди совместно работают на левом фланге, несмотря на то, что француз регулярно выпадает из игры. В определённые моменты, к ним подключается и Дибала. Прямые передачи на Игуаина начинают проходить, хотя Дуглас Коста оказывается изолирован в своих движениях.

В течение матча, "Ювентус" начинает находить свободное пространство всё чаще, за то полузащита "Тоттенхэма" начинает действовать не синхронно, Алли в такие моменты опекает Пьянича. В то же время, Матюиди существенно продвигается вперёд, а Хедира остаётся глубже на правом фланге в момент построения игры, особенно во втором тайме. Лишь в последующем, Хедира начинает входить в штрафную соперника в моменты атакующих действий команды.



При глубоком прессинге, "Ювентус", как правило и за несколькими исключениями, играл с глубоко оттянутым Дуглосом Костой в 4-4-1-1/4-4-2, которая периодически приобретала форму 4-2-3-1. Такая тенденция появилась после того, как команда произвела изменения в своём построении. На 60-й минуте на поле появляется Квадво Асамоа вместо Блеза Матюиди. Алекс Сандро в этот момент перемещается в полузащиту. Еще спустя минуту, Лихтштайнер заменяет Бенатия. Барцальи в этот момент становится центральным защитником, а Лихтштайнер занимает место на фланге как при атаке, так и в обороне. Благодаря таким перестановкам, "Ювентус" открывает для себя новую структуру, в которой решающую роль играет Пауло Дибала. "Десятка" "Юве" перемещается с одной стороны на противоположную, чтобы увеличить давление. Игуаин создаёт давление на центральных защитников, в то время как фланговые защитники "Тоттенхэма" получают перед собой по прямому сопернику на обоих флангах.

Ответный гол приходит именно после того, как на правом фланге возникает численное преимущество. Победный же гол возникает после того, как "Ювентус" создаёт численное преимущество уже на левом фланге. Мяч часто попадает к Кьеллини, который отдаёт прямые передачи на Игуаина, который, в свою очередь продолжает движение мяча на Дибалу. Аргентинца оставили одного из-за численного преимущества, поэтому он легко убежал от защитников. Дэвис в этой ситуации оставил Дибалу с мячом, опекая Дугласа Косту. Такое случилось не впервые в этот вечер и, между прочим, именно игроки "Тоттенхэма" совершали подобные проходы в первом тайме, в то время как у "Ювентуса" они почти не давали никаких результатов.


Переход на схему 4-2-3-1, после чего "Ювентус" забивает 2 гола за 4 минуты; Дибала был повсюду


Итоговая стадия и замечания

После пропущенного мяча, хозяева никак не отреагировали на изменение в счёте. "Ювентус", с другой стороны, вернулся в свою штрафную уже через несколько минут после начала высокого прессинга и перестроился на схему 4-4-1-1, вполне ожидаемую. Чуть позже, на поле выходит Стефано Стураро и схема меняется на 4-1-4-1/4-5-1.

В первой линии у "Тоттенхэма" появляется неая стабильность, мяч постоянно перемещается через Дайера. Эриксен двигается глубже, чтобы команда могла выйти вперёд. После того, как Дайер покинул поле, Эриксен и Дембеле создают "двойной стержень" на своей позиции. На поле выходит Ламела. В самом конце "Тоттенхэм" насыщает центр поля, поэтому на флангах остаётся лишь по одному игроку, которые обеспечивают ширину.

Такое изменение в схеме команда использует для проходов, особенно после выхода на поле Фернандо Льоренте вместо Алли. Игроков не отправили слепо в штрафную соперника, они продолжили играть в комбинационный футбол с проходами, которые, к примеру, создавали свободное пространство на дальней штанге или приводили к контр-прессингу, благодаря которому у штрафной "Ювентуса" возникало свободное пространство. Этого не хватило для забитого мяча.

Таким образом, воспринимаемое доминирование английской команды оказалось ложным убеждением как с точки зрения фактического результата, так и забитых мячей (1.8 к 1.5 в этом матче, 3.4 к 2.5 +2 пенальти в обоих матчах), пусть выход в следующий этап и выглядел бы заслуженным. Периодами, острый стиль игры, взрывное проникновение в штрафную соперника и количество ударов со средней дистанции, выглядит больше перспективными, нежели таковыми являются. "Ювентус", со своей стороны, оставил после своей игры меньше размышлений, однако команде удалось продемонстрировать, что она классом выше, чем "Тоттенхэм".

С небольшим преувеличением и глядя на игру во всей её полноте, можно сказать, что тактик Массимилиано Аллегри обыграл стратега Почеттино. План А аргентинского специалиста, а также подход к игре, были близкими к совершенству лишь до середины матча, пока соперник, чьи планы работали не лучшим образом с самого начала, не отреагировал ловко на первые признаки истощения своего противника.

Стоило ли Аллегри строить игру изначально по схеме 4-2-3-1? Вспоминая игру "Тоттенхэма" в первом тайме можно сделать вывод, что нет. Они смогли защищаться с более понятным распределением обязанностей на поле, несмотря на свободные перемещения Дибалы.

В этом и заключается тренерское искусство: найти нужный момент для тактического удара. То, что может показаться бессмысленным сначала, может оказаться решающим моментом в исходе матча. Прежде всего, здесь нет никакой связи с индивидуальными предпочтениями, потому что ответы на все вопросы предоставил исход игры. В этом и заключается главнейшая разница между новичком и профессионалом. Даже против полностью мотивированного соперника, Массимилиано Аллегри показал себя одним из самых сообразительных тренеров на большой европейской сцене.

Источник: Эдуард Шмидт, www.spielverlagerung.com